Чаир — лесной сад в Крыму

Поделиться:


Чаир — лесной сад, в котором одновременно произрастают плодовые, хвойные и декоративные деревья. Это необыкновенно интересное явление в ландшафтной культуре и давняя историческая традиция Крыма.

Чаирные сады восходят к лесопаркам друидов. Это было явление, рожденное интуитивной биологической культурой коренного населения полуострова — крымских татар, греков, болгар, немцев и армян. Именно эти народности были известны как умелые садоводы, владельцы и носители древней местной сельскохозяйственной культуры.
Нынешние чаиры, которые можно наблюдать вдоль всего побережья Крыма, — это результат многовекового воздействия человека на растительность горных лесов. Говорят, что в чаирных садах плодовые деревья растут без всякого ухода, не нуждаются ни в обрезке, ни в поливе, ни в рыхлении земли вокруг стволов, им не страшны вредители и болезни. Чаир, как и всякая самостоятельная природа, самодостаточен.
Именно так появились чаиры—поликультурные сады, которые крымские урумы и татары создавали на принципах, аналогичных пермакультуре. Вот эти принципы:
1) Защита от ветра и сохранение влаги.
Чаиры создавались в тесных долинах гор, защищённых от ветра. Для сохранения влаги использовались плетёные запруды, формировавшие цепочку влажных терасс. Иногда создатели чаиров корректировали русла ручьёв таким образом, чтобы направить дополнительную влагу в зону своего лесного сада.
2) Смешанные посадки. С окружающим горно-лесным ландшафтом и микроклиматом эти небольшие сады чаиры были связаны тысячью незримых нитей, обеспечивающих ход природных процессов без особого участия человека.
Красота и достаток породили весьма своеобразную философию – биофилософию, то есть философию наслаждения природой, изучения природы и увеличения ее богатств с минимальным вмешательством и минимальным приложением физического труда.…
«Все делается в этих садах само собою: текущий с гор ручей приносит столько воды, сколько нужно, сухих сучьев хватает на растопку, а травы на корм скоту… Сады, оставленные на произвол случаев, содержат в себе деревья, насаженные с давнего времени, ибо татары любуются лишь происходящею от них тенью, веселятся множеством плодов и ожидаемою от того прибылью.» — таково было первое впечатление от чаиров русского аристократа Петра Сумарокова, посетившего Крым в 1799 году.…
Начиная от почв и вод и кончая микроклиматом, сады чаиры были настоящими рукотворными ландшафтами, где все природные процессы служили человеку. В чаирах саморегуляция и устойчивость биоценоза достигла наивысшего уровня. Название Чаир означает в переводе с крымскотатарского «горный луг». Осенью, посетив такой сад, можно увидеть необычайное зрелище: ягоды кизила крупные, грушевидной формы, плоды тёрна по размеру не уступают алыче, а фундук в два-три раза крупнее обычного. Абрикосы, сливы, яблоки, груши размером только чуть-чуть уступают садовым, но отличаются особым лесным ароматом. Почти все плоды эти без единой червоточины. Опытный садовод знает — чтобы добиться подобного на дачном участке, приходится потратить немало сил и ядохимикатов…

Когда-то для местного населения – урумов (крымских «греков» — православных тюрков, выселенных из Крыма в 1778 году) и крымских татар (выселенных из Крыма в 1944 году) — чаиры служили и местом сенокосов, и сбора орехов, кизила, яблок, груш, слив и др.
Десятки лет прошли с того дня, как чаиры остались без тёплых рук создателей, хозяев. Но чаиры умерли не все. Иногда, путешествуя по Крымским горам, где-нибудь за очередным крутым поворотом тропы взгляду вдруг открывается зеленая лужайка, обегаемая веселым ручьем, а на ней — облако цветов, поднимающееся от травы по кустам терна к верхушкам яблонь и груш.

источник