«Ифигения в Тавриде» в творчестве русских художников

Поделиться:

Легендарное прошлое Крымского полуострова – мифической Тавриды или Киммерии – вдохновляло многих художников. Обилие древних памятников культуры и разнообразный природный ландшафт – от широких степей до отвесных скал – настраивали на героико-романтическое восприятие крымской природы. По словам поэта Максимилиана Волошина: «В нынешнем – русском Крыму не осталось от прежних культур ничего, кроме пейзажа; в нем можно прочесть все его прошлое. Это великолепные книги с рисунками гениального мастера».

Подобным художественным видением обладал Аполлинарий Васнецов, склонный к трактовке природных мотивов в поэтическом, возвышенном ключе. Будучи одновременно пейзажистом, историческим живописцем и археологом-любителем, он воспринял Крым как неиссякаемый источник творческих идей.

Замысел картины «Ифигения в Тавриде» родился после первой поездки Васнецова в Крым в 1886 году. Художник обратился к сюжету из античной мифологии, связанному с судьбой Ифигении, любимой дочери мифического царя Микен Агамемнона. Ифигения по воле рока оказалась вдали от родной Эллады – в Тавриде, где стала жрицей в храме богини Артемиды. Тоскуя по родине, каждый день девушка всматривалась в морской горизонт, в надежде увидеть посланный за ней корабль. Васнецова увлек драматический образ одинокой и опечаленной Ифигении. Отчаявшаяся и взывающая к милосердию богов, героиня изображена за миг до того, как увидит показавшееся вдали греческое судно. Бурное море, порывы ветра, развивающие одеяние девушки, а также сумеречное освещение вторят ее взволнованному внутреннему состоянию.

Создавая картину «Ифигения в Тавриде», Васнецов отталкивался от литературного сочинения – одноименной трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте. Строки из данного сочинения он воспроизвел на этикетке, прикрепленной к полотну.

Работа над произведением продолжалась на протяжении 37 лет, о чем свидетельствует авторская дата на холсте.

Еще один художник, который вдохновился сюжетом «Илиады» Гомера, был Валентин Серов. Он написал картину «Ифигения в Тавриде» в 1890-х годах. Она была задумана в Крыму, где Серов проводил лето и осень 1893 года: вместе с семьей он поселился недалеко от Бахчисарая, на даче своей родственницы Розалии Львовой. Там художник увлекся этюдами на природе. Валентин Серов подошел к сюжету с непривычной стороны. Вместо самого яркого момента с жертвенным алтарем, он предпочел раскрыть глубину страданий Ифигении. Несчастная девушка, преданная своим отцом ради политических интересов, спустилась от храма Артемиды к морю. Она выглядит абсолютно одинокой.

В Ялте художник написал несколько этюдов женщины в древнеримском хитоне, стоящей или сидящей на берегу. Работая с натуры, Серов органично соединил пейзаж и человеческую фигуру: размеренные волны и пустынный берег подчеркнули одиночество героини.

Несколько эскизов и саму картину автор дорабатывал уже в Петербурге и Москве. По мнению самого художника, полотно ему не особенно удалось. Он говорил, что в нем «нет ощущения эпохи». Мастер несколько раз переписывал картину, но так и не завершил ее.

Валентин Серов считается одним из наиболее значимых русских мастеров рубежа XIX–XX веков. Он известен как виртуозный портретист и один из первых русских живописцев, в творчестве которых проявились черты импрессионизма. Его имя чаще всего упоминают в связи с полотнами «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» и портретами знаменитых современников.

В Крыму есть Памятник природы регионального значения «Скала Ифигения». Своими  очертаниями она напоминает крепостное сооружение и представляет собой осколки древневулканического массива, который, по мнению ученых, образовался 150 миллионов лет назад. Высота Ифигении 120 метров над уровнем моря