История Харакского парка

Поделиться:

Среди дворцов, усадеб и домов Крымского полуострова особенно выделяются сооружения, построенные в оригинальных стилях. Парк-памятник садово-паркового искусства Харакс, расположенный в Гаспре на мысе Ай-Тодор — колоритный образец шотландских веяний в архитектуре.

Дворцово-парковый комплекс некогда принадлежал нескольким представителям дома Романовых. Достопримечательность имеет интересную историю, которая уходит корнями во времена расцвета Римской империи. В то время здесь располагалось военное укрепление – крепость Харакс, о чем свидетельствуют археологические находки.

Уникальная черта харакского имения связана со его архитектурным стилем. Дом-дворец напоминает шотландский коттедж. Спроектировал оригинальное сооружение архитектор Николай Петрович Краснов, автор проектов Ливадийского и Юсуповского дворцов. В советское время и сейчас на территории парка располагается санаторий «Днепр».

В древности на прибрежных землях, где ныне расположен парк, находился военный лагерь могущественной Римской империи. Чтобы усилить позиции, римляне воздвигли на территории современной Гаспры крепость под названием Харакс. Она была возведена в шестидесятых годах I века нашей эры. Покинули крепость римляне только спустя два столетия в 244 году. Перед тем как уйти, они намеренно разрушили систему водопровода и несколько особенно значимых сооружений, а впоследствии на месте крепости находилось поселение готов и рыболовецкий населенный пункт.

Первое научно-историческое исследование Харакса произошло в 1837 году русским ученым Петром Кеппеном и графом Шуваловым. В те годы среди дворянской интеллигенции археологические раскопки были модным увлечением. Во второй половине XIX века земли, на которых была расположена крепость обрели именитого хозяина. Их купил Михаил Николаевич Романов, младший сын императора Николая I, владелец Михайловской дачи. В конце XIX земельный участок перешел во владение двум сыновьям Михаила Николаевича: Александру Михайловичу и Георгию Михайловичу. Первый стал обладателем большей части участка, а второй – меньшей его территории.

Георгий Михайлович был заинтересован в создании собственного имения в Крыму, в связи с чем он выкупил 20 десятин дополнительной земли у местных татар и на объединенной территории приступил к созданию усадебного комплекса, который сразу получил название Харакс – в честь славного прошлого этих мест. Георгий Михайлович был натурой живой, увлекающейся. Он слыл прекрасным знатоком моды, одним из виднейших нумизматов того времени, большим ценителем культуры и истории. На протяжении 20 лет он на безвозмездной основе занимал должность управляющего Русским Музеем. За годы службы он показал себя внимательным и деятельным специалистом, которому, ко всему прочему, удалось значительно увеличить музейный фонд и сформировать некоторые крупные коллекции.

Принимая во внимание эти факты его биографии, становится понятно, что Георгий Романов имел обширные представления об искусстве и архитектуре, что помогло ему создать четкое и оригинальное видение того, как должна выглядеть резиденция его мечты.

В 1904 году Георгий Михайлович пригласил для создания проекта своего дома-дворца и прочих усадебных построек известного архитектора с безупречной репутацией — Николая Петровича Краснова. На тот момент архитектор уже успел осуществить несколько грандиозных проектов и хорошо зарекомендовать себя. Проект, предложенный Красновым, был масштабен и оригинален: он предполагал возведение главного дома в стиле позднего модерна, с преобладанием архитектурных форм, типичных для шотландских коттеджей. В архитектурном единстве с домом проектом предусматривалось возведением множества гостевых и хозяйственных построек, церкви, часовни, сада и парка. Однако, строительные работы пришлось отложить из-за некоторых особенностей участка, а именно – из-за отсутствия на нем воды. Проблему решили достаточно оперативно: хозяин имения арендовал у местных татар источник, от которого к будущему дворцу проложили водопровод. Именно из-за этого активные строительные работы в Хараксе начались в 1905 году. Но и на этом строительные неприятности не закончились. На участке преобладали скалистые поверхности. Чтобы выровнять участок и провести на нем необходимые ландшафтные и парковые работы, строителям постоянно приходилось совершать взрывные работы и делать искусственные насыпи земли. Но ни архитектора, ни его высокопоставленного заказчика, трудности не пугали. Краснов был уверен в своем профессионализме, а Георгий Михайлович полностью ему доверял. В своих письмах последний очень радовался тому, что скоро он обзаведется роскошным имением. К тому моменту Георгий Михайлович увлекся фотографией и мечтал поскорее сделать съемки своего имения и окружающих его простор. Он с удовольствием снимал и ход строительства Харакса, с радостью присылая эти фотографии родственникам и знакомым. В то же время, в его письмах можно было увидеть констатацию факта того, что со строительством Харакса, свободного времени у него не осталось практически вообще.

Краснов сформулировал архитектурный стиль главного дома как «современный шотландский»: в нем сочетались как традиционные шотландские материалы и технологии, так и новаторское видение автора. Так, здание покрыто английской черепицей, но выполнено из местного известняка с применением технологии мозаичной кладки. Здание практически лишено декора, поэтому основную ставку Краснов сделал на необычное сочетание серых фасадов с красно-коричневой крышей и ажурности оконных проемов с лаконичностью общих форм фасада. При этом, архитектор остался верен себе и создал интереснейшее разнообразие в каждом дворцовом фасаде. При общем единстве стиля с каждого ракурса особняк смотрелся по-разному. Чтобы составить общее впечатление о его внешнем виде, необходимо было тщательно рассмотреть его со всех сторон.

Другие постройки Харакса не только не выбивались из общей архитектурной концепции Краснова, но и создавали причудливое сходство имения Георгия Михайловича с шотландской деревушкой. Дополняли это ощущение и внутренние интерьеры дома, многие детали которых были заказаны в Англии и выдержанные в модной цветовой гамме.

При создании приусадебного парка Николай Краснов проявил себя как гениальный ландшафтный архитектор и грамотный стратег в области садоводства. Разрабатывая концепцию парка, он хотел достичь эффекта ухоженной прибрежной зоны. Продумывая состав флоры, от рассуждал о том, хорошо ли будет смотреться в данных условиях то или иное растение спустя 10, 50 и даже 100 лет. В Хараксе Краснов экспериментировал с нетрадиционными для создания аллей деревьями. Например, начало лестницы, ведущей от дворцовой площадки к морю, как бы «спрятано» в тени причудливо подстриженных груш. Сама лестница является важным смысловым и архитектурным элементом парка. Крутые каменные лестницы ведут наверх к статуе, изображающей коленопреклонную женщину, возносящую молитвы богу. Этим символом архитектор хотел передать важнейшую суть христианского учения: только через преодоление трудностей и соблазнов можно достичь спасения души. Среди парковых построек особое внимание обращает на себя так называемая «античная беседка». Ее основа в виде колонн и антаблемента из атриума разрушенного дворца «прибыла» в Харакс из разрушенного имения Ореанда.

Одной из самых важных и примечательных историей, связанных со становлением Харакса, стала история о строительстве храма Преображения Господня и Святой Нины. В 1905 году семью Георгия Михайловича постигло серьезное несчастье: серьезно заболела дифтеритом его старшая дочь Нина. В те годы такое заболевание было практически неизлечимым. Единственным выходом, позволяющим спасти девочку, была сложная и рискованная операция. Отчаявшиеся родители решили во что бы то ни стало спасти своего первенца. И вот, вскоре маленькой Нине была сделана операция под руководством немецкого доктора, после которой она полностью выздоровела. Дата операции – 6 августа, совпала с днем празднования великого христианского праздника – Преображения Господня. Георгий Михайлович с супругой видели в чудесном исцелении их ребенка чудо и божье провидение, поэтому у них не оставалось никаких сомнений относительно того, какое название будет носить храм, расположенный рядом с имением.

Закладка храма состоялась в начале 1906 года, однако ход строительных работ пришлось приостановить до марта из-за революционных настроений в стране, дошедших и до спокойного Крыма. В это же время приступили и к возведению звонницы. Составил проект храма и руководил всеми строительными работами все тот же Николай Краснов. При строительстве церкви ему пришлось проявить еще и дипломатический талант. Из-за мятежных настроений в обществе рабочие часто бунтовали и откровенно злоупотребляли своими рабочими обязанностями. Краснов лично появлялся на строительной площадке и с присущими ему мягкостью и деликатностью вел беседу с каждым из рабочих. Приходилось Николаю Петровичу улаживать и другого рода конфликты. Для помощи в строительстве церкви в Крым прибыл архитектор Василий Свиньин, с которым у Краснова во многом были расхожие взгляды. И вот, 1908 году все работы над храмом были завершены. Архитектору Краснову удалось создать настоящий шедевр зодчества, который по архитектурным формам напоминает традиционные церкви Кавказа – Армении и Грузии. Церковь построена из известняка, и, по всем канонам заявленного стиля, лишена пышного декора. Внутренне убранство храма было украшено декором из бронзы.

Храмовый комплекс находился на удаленном расстоянии от Харакса, что создавало необычный эффект – будто он парил над самим имением. Судьба сложилась так, что Харакс стал последним приютом для нескольких представителей «крымской группы» Романовых. После того, как в 1918 году эти земли оккупировали германские войска, Романовы были освобождены из ареста. Георгий Михайлович, который вынужден был покинуть Крым, был расстрелян в 1919 году в столице бывшей Российской империи. Супруге Георгия Михайловича вместе с двумя его дочерями удалось спастись.

В Харакс перебрались супруга покойного императора Александра III с дочерью Ольгой и ее семьей. Когда до нее дошла страшная новость о гибели ее сыновей и других ближайших родственников – членов императорской семьи, она отказывалась в это верить и запретила читать заупокойные службы в храме Святой Нины. Именно Харакс стал последней российской резиденцией вдовствующей императрицы. Из Харакса ее забрал небольшой катер и отвез в Ялту. Уже из Ялты Мария Федоровна навсегда эмигрировала в Данию.

Имение Харакс вскоре оно было национализировано и передано на баланс одному из домов отдыха. Современное состояние усадьбы не сильно изменилось за последние сто лет. Здесь находится санаторий «Днепр», а в библиотеке санатория разместился историко-археологический музей, рассказывающий всем посетителям об удивительной истории этих мест.