История парка-памятника садово-паркового искусства «Нижняя Ореанда»

Поделиться:

«Тут природа себя не пощадила, блеснув мастерскою рукою, показала, что искусство есть слабый её подражатель…», — писал об Ореанде в начале XIX века русский поэт и писатель П.И. Сумароков.

Императорское имение

От Ореанды периода правления царей мало чего сохранилось. О тех временах напоминают лишь ротонда и адмиральскоий домик. С тех пор произошли различные изменения, однако главное осталось неизменным — удивительная красота местного ландшафта.

В 1948 году, на месте развалин старого великокняжеского дворца, по проекту архитектора М.Я. Гинзбурга в стиле конструктивизма была возведена здравница — санаторий «Нижняя Ореанда».

Первые упоминания об Ореанде датируются 8 столетием. Историками найдено упоминание в Генуэзском документе, где говорится о поселении Ореанда 1380 года.

После присоединения Крыма к России Южный берег полуострова был отдан грекам с поручением охранять эти земли. Командовал греческим батальоном Феодосий Дмитриевич Ревилиоти, который в 1820-е начал продавать лучшие участки. Ореанда досталась графу А.Г. Кушелеву-Безбородко. Но он не успел обустроить имение, поскольку в 1825 г. этот уголок Крыма посетилАлександр I. Пораженный красотой здешних пейзажей император решил отречься от трона и жить здесь в уединении. Граф уступил Александру Ореанду, но через 2 недели император умер в Таганроге. Узаконил приобретение Николай I. Таким образом, 1 мая 1826 года Нижняя Ореанда стала императорским имением.

К приезду императорской семьи в 1837 году здесь разбили парк, названный «Императорский сад в имении Ореанда». Над его созданием трудилась команда талантливых садовников того времени во главе с Н. Гартвисом. Они же обустроили оранжереи и виноградник с винподвалом. В 1838 году главным садовником Ореандского имения стал Г. Регнер, особенно много сделавший для украшения парка: в Европе по его заказам приобретались семена и саженцы различных экзотов, а сам Регнер специально ездил на Кавказ для сбора красивоцветущих и декоративных растений.

Интересно, что первым управляющим имением был химик Ф.А. Дессер, ученик знаменитого Лавуазье, бежавший в Россию еще в годы Французской революции.

Во время визита в Ореанду царь подарил крымское имение супруге Александре Федоровне. Для истории Ялты 17 сентября стало знаменательной датой: в этот день Николай I с императрицей Александрой Федоровной и детьми, переночевав в «Массандре», отправились верхом на церемонию освящения только что отстроенной по проекту архитектора Г. Торичелли церкви Иоанна Златоуста. Сразу после этого события император повелел предоставить статус уездного города начавшей разрастаться деревушке и поручил графу М.С. Воронцову и архитектору К.И. Эшлиману составить план города. Тогда же, после осмотра Ялты и посещения имения графа Л.С. Потоцкого «Ливадия» Императорские Величества направились в Ореанду.

Вот как описывает очевидец прибытие царской семьи: «Приехав к воротам, ведущим в Ореандский парк, император остановил лошадь и подошел к императрице объявил, что он дарит ей Ореанду. Императрица, великие князья и придворные дамы тотчас отправились верхом в прекрасный парк. При въезде в имение имели счастье быть представленными императорской фамилии управляющий имением г. Ашер и садовник англичанин Росс. «Вот твой управляющий», — сказал государь, обращаясь к императрице». В тот же день осмотрели возведенные по проектам архитектора Ф. Эльсона постройки: «домик с башней» для гостей , оранжерею, дома управляющего имением, садовника и винодела. К Высочайшему приезду тщательно отремонтировали и небольшой «царский» домик, в котором в 1825 году останавливался Александр I и обедал с друзьями: покрыли крышу черепицей, изменили потолок, а к фасаду пристроили галерею.

Императрица любила отдыхать в Ореанде. В один из ее визитов на ближайшей скале поставили крест в честь Александра I. С тех пор она называется Крестовой. Дворец на терриории парка проектировал петербургский архитектор А.И. Штакеншнейдер. Он был выполнен в римском стиле. В 1842 году началось строительство, которое продолжалось 10 лет. Журнал «Архитектурныйвестник» так отозвался о новом творении А.И. Штакеншнейдера: «…Дворец на Южном берегу Крымского полуострова известен всем по великолепию, описанному многими в разных газетах и изданиях. Он построен в греческом, шинкелевском стиле. Постройка представляет величественный вид, напоминающий древнюю Тавриду с ее богатыми сооружениям и греческих колоний». В этот же период была построена ротонда, которая сохранилась до наших дней и расположена на скале.

Создание парка «Нижняя Ореанда» занимались знаменитые ландшафтные архитекторы Делингер и Кебах. Чтобы превратить парк в шедевр садово-паркового искусства, они высаживали растения местного происхождения и представителей субтропических видов.. 27 гектаров площади были украшены пирамидальными кипарисами, атласскими голубыми кедрами, благородным лавром, крупноцветковыми магнолиями, фотиниями, европейскими маслинами, колоновидными тисами, бамбуком и другими экзотическими растениями. Парк украсили множество колонн, статуй. Появился уютный внутренний дворик — атриум, в отделке широко использовался мрамор, коридоры-виноградники на террасе создавали атмосферу античности. В интерьерах дворца преобладал классицизм.

В 1852 г. Николай приехал в Нижнюю Ореанду оценить дворец. Это был его последний визит в Ореанду, в 1855 г. он умер. Через пять лет скончалась и Александра Федоровна. По завещанию имение перешло во владение второму сыну царицы Константину Николаевичу (1827-1892). Великий князь известен тем, что являлся значимым культурным деятелем России. Он был генерал-адмиралом, управляя российским флотом, председателем Главного комитета по крестьянскому делу, председателем Государственного Совета в течение 16 лет, владел несколькими музыкальными инструментами, был знатоком и любителем литературы и музыки.

7 августа 1881 года дворец в Нижней Ореанде сгорел. По одной из версий причиной стал ураганный ветер. Огонь мгновенно охватил здание и надежды на спасение не было. После пожара Великий князь временно переехал в адмиралтейский домик, который сохранился до наших дней. Сегодня в нем расположена библиотека.

В 1884 году князь решил построить небольшой собственную церковь. «От Матушки я получил прелестный дворец, его более нет. Восстановить его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется Храм Божий. Мне кажется, эта мысль очень прилична, мила и достойна памяти Матушки», — делился мыслями он.

Место для постройки церкви Константин Николаевич выбрал сам: «Господь Бог меня сподобил начать доброе святое дело», — писал он А.В. Головнину, сообщая о закладке первого камня в основание церкви 1 октября 1884 года. Великий князь пожелал, чтобы церковь была построена в традициях кавказско-византийского зодчества: по его мнению, этот стиль более всего подходил для небольших храмов Южного берега. Составить проект здания взялся один из лучших знатоков византийского стиля в России академик А.А. Авдеев. Будущую церковь решили посвятить любимому православному празднику Константина Николаевича — Покрова Пресвятой Богородицы, отмечавшемуся 1 октября. Уже через месяц со дня освящения церкви из его мастерских в Венеции прибыли мозаичные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы по оригиналам кн. Гагарина. Они предназначались для наружного украшения стен храма. Мозаики привели в восторг владельца Ореанды, он увидел в них верх совершенства этого прекрасного вида искусства. Вскоре А. Сальвиати получил личное приглашение от Константина Николаевича приехать к нему в Ореанду для обсуждения заказов на украшение интерьера Покровской церкви

К середине 90-х годов в церкви были сооружены 8 монументальных панно и 45 мозаичных икон работы итальянского мастера Антонио Сальвиати. В 1892 г. после смерти отца владельцем имения Нижняя Ореанда стал Великий Князь Дмитрий Константинович. У него в свою очередь император Александр 3 в 1894 г. приобрёл «Ореанду» для наследника престола цесаревича Николая Александровича.

В 1889 году Константин Николаевич тяжело заболел, его приезды в Крым прекратились. После его смерти 13 января 1892 года Ореанда перешла во владение младшего сына, в. кн. Дмитрия Константиновича. В отсутствие нового хозяина надзор за имением осуществлялся Ливадийским управлением.

В августе 1894 года, незадолго до кончины в Ливадии, император Александр III пожелал приобрести Ореанду для наследника престола — в. кн. Николая Александровича. Более 300 десятин ореандских земель с парком, лесом, церковью, всеми жилыми и хозяйственными постройками были тогда оценены Главным Управлением Уделов в 1 млн. 300 тыс. рублей.

Имение вошло в состав Ливадийско-Массандровского Удельного Управления,и его развитие закончилось. На окраинах строили казармы и конюшни для Виленского пехотного, 16-го стрелкового им. Императора Александра II и Кабардинского полков и Крымского татарского эскадрона, жилые дома для служащих .

На осенние церковные праздники царская семья приходила молиться в храм Покрова Богородицы, и в эти дни на Мачтовой скале Ореанды поднимали штандарт цесаревича Алексея. Император любил проводить в одиночестве многие часы у скал Ореанды, особенно в штормовые дни, созерцая стихию моря.

Советский период

После революции в парке создавались пионерские лагеря для отдыха детей. После войны в 1948 г. на месте руин царского дворца по указанию Сталина был возведен комплекс помещений санатория Нижняя Ореанда, куда входил корпус-люкс на 40 мест. На месте дворца сегодня располагается первый корпус санатория. Автором архитектурного проекта в 1940 г. стал Моисей Яковлевич Гинзбург. Правда строительство здания было осуществлено уже после его смерти в 1948 году.

«Нижняя Ореанда» была излюбенным местом отдыха советской партийной элиты. Большую часть номеров составляли люксы. Здесь работали лучшие врачи курортологи, применялось новейшее медицинское оборудование.

Сегодня на территории парка расположен современный санаторий, который принимает гостей со всей России.

Интересные факты:

На отдыхе в Ореанде в разные времена бывали: писатели Л.Толстой, А.Грибоедов, А.Чехов, С.Маршак, М.Твен. Певцы И.Козловский, Л.Зыкина, П.Робсон. Кинорежиссеры И.Пырьев, М.Швейцер. Актеры И.Макарова, М.Ефремов, М.Пуговкин, Р.Плятт. Поэты Евтушенко, А.Вознесенский. Ученые Лев Ландау, А.Туполев, И.Курчатов, известные политики, дипломаты и многие другие известные персоны.

В 1867 г. в составе американкой делегации Крым и Ореанду посетил Марк Твен.

На территории парка есть бассейны, которые повторяют контуры Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей.

Главный корпус санатория расположен на месте царского дворца, на заднем плане Крестовая гора. Интересна история названия горы: — приехав сюда из Алупки императрица Александра Федоровна вместе с М.С. и Е.К. Воронцовыми поднялась по пологому северному склону на вершину горы Урьянда, установила там деревянный крест и посадила собственноручно куст лавра. Впоследствии этот крест был заменен на чугунный со специальными отверстиями для устройства иллюминаций, а гора стала называться Крестовой.

На территории парка есть дерево, которое является гордостью парка «Нижняя Ореанда» — это трёхсотлетний платан. Он имеет огромные размеры – высота дерева достигает тридцати метров, а в обхвате его ствол составляет шесть с половиной метров. Этот долгожитель напоминает о временах, когда парк принадлежа лроссийским императорам. Кроме того, с тех времён ещё сохранилась беседка на скале, из которой царские семьи любовались роскошными видами южного берега.

Знаменитый художник Айвазовский в парке «Нижняя Ореанда» писал ялтинские пейзажи.

Ореандой восхищались все, кто бывал в ней. Поэты П.А. Вяземский и И.Ф. Анненский воспели ее в стихотворениях, а Н.А. Некрасов в 1876 году писал из Ялты: «Море и здешняя природа меня покоряют и умиляют. Выезжаю теперь каждый день, всего чаще в Ореанду; это лучшее, что здесь пока видел…».

Церковь в Ореанде была впоследствии упомянута А.П. Чеховым в рассказе «Дама с собачкой». Великий писатель выбрал именно это место вблизи Ялты, где его герои — Гуров и Анна Сергеевна остро почувствовали сказочность окружающей их природы, вспомнили о радости и высших целях человеческого бытия…