Парпачский гребень — источник информации для археологов

Поделиться:

Парпа́чский гре́бень — горная система на Керченском полуострове в Крыму. Относится к категории низких гор. Название хребту дал академик Андрусов, использовав название находящегося у западного края гребня села Парпач.

Гребень проходит по средней части полуострова, в основном, в меридиональном направлении, с максимальными высотами 100—185 метров. Простирается от Владиславовки на восток до села Марфовка и дальше, круто повернув на юго-юго-восток, оканчивается на южном берегу полуострова горой Опук. Часть массива, идущую от Марфовки к Опуку и образующую два плавных дугообразных изгиба, также называют Параболический гребень. В северном, северо-восточном и юго-восточном направлениях от главного гребня тянутся невысокие кряжи и гряды, сложенные неогеновыми известняками.

Хребет служит главным водоразделом полуострова, на нём берёт начало большинство местных рек.

На просторах Парпачского гребня произрастает около 200 видов сосудистых растений, 14 из которых занесены в Красную книгу республики Крым, 6 из них — в Красную книгу Российской Федерации.
На территории заказника встречается не менее 15 видов млекопитающих, 40 видов птиц, 7 видов земноводных и пресмыкающихся, 18 видов животных, занесенных в Красную книгу республики Крым, 4 из которых занесены в Красную книгу РФ.

В древности окрестности Парпачского гребня населяли степные народы-кочевники. Об их быте, культуре и религии свидетельствуют различные археологические находки.

Так, во время обследования территории прокладки второй железнодорожной линии, ведущей на Феодосию, в районе села Владиславовка Кировского района, археолог Александр Гаврилов обнаружил курганную антропоморфную стелу ямной культуры, датирующуюся 3 тысячелетием до н.э.

«Энеолитическая антропоморфная стела найдена рядом с курганом при обследовании мест прокладки второй железнодорожной ветки Керчь – Джанкой. Это сравнительно высокий отрог Парпачского гребня над соленым озером-колем Ачи, с него открывается замечательный обзор на Акмонайский перешеек: от Феодосийского залива до Сиваша. Такие места древние обычно выбирали для погребения и сооружения кургана. Высота камня 145 см, ширина 71 – 81 см, толщина 23-25 см. Очевидно, ранее она была установлена на данном кургане в качестве памятника погребенному в нем человеку, что указывает на время совершения погребения и сооружения насыпи. Это период позднего энеолита (3500 – 2700 гг. до н. э.). Соответственно, под насыпью следует ожидать наличие основного погребения вышеуказанного времени», – рассказал археолог.

Учитывая особую научную и историческую ценность находки, Феодосийский музей древностей и археолог обратились в администрацию Феодосии с просьбой оказать помощь в ее транспортировке на территорию музея. В результате стела весом в 700-800 кг была доставлена в Феодосийский музей древностей для дальнейшего изучения и оформления документации, после чего она пополнила коллекцию и стала доступна для осмотра посетителями музея.

Поступившая стела вытесана из известняка и представляет собой прямоугольную в плане плиту, на которой набольшим уступом выделена голова. Нижняя часть стелы тщательно обработана, она устанавливалась на основание с выемкой. Возможно, в древности она была расписана охрой, следов которой не сохранилось.

Стела является первой примитивной скульптурой, посредством которой общество стремилось выделить выдающихся членов племени, увековечить их качества, заслуги и подвиги. Стела отражает процесс становления религиозного мировоззрения и классового общества у скотоводческих племен, населявших степной Крым. Является ценным музейным экспонатом, свидетельством о древнем населении Юго-Восточного Крыма.

Ямная культура сформировалась в Поволжье в конце IV в. до н.э. Постепенно она распространилась на запад, вплоть до Днепра. С юга ареал ямной культуры был ограничен Каспийским и Черным морями и Кавказскими горами, с севера – зоной лесостепи. Ямные племена были первыми, кто стал насыпать над захоронениями курганные насыпи. Это связано с тем, что основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство. В условиях постоянной смены кочевий, чтобы найти захоронения своих предков на обширных степных пространствах, нужен был хорошо отличимый ориентир, которым и служил курган.
В Крыму кочевники-скотоводы, хоронившие под курганами, появились во второй половине III тыс. до н.э. Они заселили всю степную часть полуострова, иногда проникали в предгорья.