Суриков и Крым

Поделиться:

Крым стал для Василия Ивановича Сурикова удивительным открытием, неугасимым восторгом. Его он запечатлел красками радости и оставил потомкам. В 1907 году Суриков впервые побывал на древней земле Тавриды. Своему брату Александру в Красноярск он пишет: «Еду сегодня с Леной в Крым. Никогда там не бывал». Позже художник еще не раз туда возвращался.

Крым подарил ему безбрежные горизонты, солнце и светлые чистые краски. Художник оказался пленен вольным, необъятным морем и седыми вершинами гор. Древние поселения и народ тех мест не прошли мимо взгляда художника. О первой поездке в Крым внучка художника Наталья Кончаловская написала: «Крым показался Сурикову ослепительным, он наслаждался купанием, солнцем, дальними прогулками в горы…».


Три крымских пейзажа из собрания музея представляют серию  произведений, созданных Суриковым в 1907 – 1915 годах. Серия эта довольно велика – известно более сорока работ. Это портреты, несколько жанровых сцен, но в основном – пейзажи.

Вид, открывшийся В. И. Сурикову по дороге из Севастополя  в первый же день приезда, был истинным праздником для глаз художника: На этюде «Крым. Пейзаж с Форосской церковью Воскресения Христова», написанный в 1907 году художник запечатлел  один из самых удивительных крымских видов –  храм, вознёсшийся над морем. Суриков пишет его с дороги, идущей выше, от Байдарских ворот, и этот обзор даёт неохватную  прекрасную панораму.

В этюде «Прибой» (1907) фактурная живопись и энергичный мазок передают ощущение сильной движущейся массы воды, а высокий горизонт – любимую художником широкую панораму. То гладкие, то пастозные мазки создают богатую, сложную фактуру поверхности холста. Богатая нюансировка цвета, свобода живописи, ставят этот этюд в число лучших произведений  крымской серии В. И. Сурикова.

Пейзаж «Скалы Симеиза» передает ландшафт местности, состоящий из скал, (глагол тут потерялся) в окружении крутых холмов, склоны которых изрезаны оврагами и мелкими долинами, ведущими к бирюзовому морю.

Мастерские работы крымского цикла Василия Ивановича существенно дополняют и обогащают картину юга России и составляют целый раздел творческого наследия художника, окрашенный яркой индивидуальностью, полный солнечного света, творческих поисков и обретений.