Утес-Карасан — история легендарного парка

Поделиться:

В драгоценной короне южнобережных усадебных дворцов настоящий «воздушный замок» дворян Раевских, расположенный на неспокойном рельефе Бабуган-яйлы, в небольшой живописной долине, занимает особое место. Дворец построен в 1885—1887 годах, а усадьба появилась гораздо раньше — в 30-е годы XIX века. Она вошла в число первых дворянских гнезд в этом царственном уголке Южного берега Крыма.

Более 80 лет усадьба Карасан принадлежала блистательному древнему дворянскому роду Раевских, четырем поколениям замечательных людей России. Они оставили о себе неумирающую славу.

Есть предание, что Карасан принадлежал в XVII веке татарскому феодалу Асану по прозвищу Кара (Черный). Само место представляло собой «чаир», т. е. луг. Продавая земли, Кара Асан просил новых владельцев закрепить за этим местом имя его бывшего владельца…

Историки предполагают, что здесь, на мысе Плака, некогда стоял эллинский городок Лампас, известный еще греческим географам — Скимну, из Хиоса, и Арриану. Нубийский географ XII века Ибн-Эдризи дал городу название Лебеда. Позднее, в списках генуэзских поселений Готии, упоминается поселение Ламбат. «Очаровательный Ламбат» своей красотой удивлял путешественников и в более поздние времена.

А через два года он посвятил Кучук-Ламбату восторженные стихи, опубликованные в Москве в сборнике «Таврида»:

Приезжему кажется, что нигде в Крыму нет таких чудных лунных ночей, как на берегу залива. «В ленивой дремоте набегают на берег морские волны и с ленивым ворчаньем бегут обратно, чтобы вновь прильнуть к застывшим в неподвижности скалам. Лунным светом облит уснувший над водой Аю-Даг. Порой кажется, что он оживает и шевелит «спиной», покрытой чащей лесов и кустарников. То пронесся ветерок. От Аю-Дага по поверхности залива протянулась до самого берега лунная дорожка, похожая на полосу парчи. Нельзя налюбоваться роскошной южной ночью, наслушаться тысячеголосого хора цикад…», — писал об этих местах Саркизов-Серазини.

Гора Аю-Даг похожа на огромного медведя, но моряки, приходившие из Средиземного моря, называли эту гору по-другому — «Camillo» (верблюд). Еще в начале нашей эры античный географ Страбон упоминает Аю-Даг под названием Криу-Метопон, что значит — «Бараний лоб». Это название долго сохранялось на географических картах.

Еще одна природная достопримечательность этой местности — мыс Плака (в переводе с греческого «плоский камень»), высотой 50 метров. Это оригинальная, напоминающая в профиль сову, грибообразная скала, сложенная из зеленоватого порфирита, камня магматического происхождения. Ученые подсчитали, что при геологическом образовании массива Плака (150 млн лет назад) давление расплавленной магмы составляло около тысячи килограммов на один квадратный сантиметр. Мыс Плака вдается в море на 330 метров. Взойдя на почти гладкую поверхность мыса, останавливаешься, изумленный красотой окружающего мира: легендарная гора Кастель, величественный Аю-Даг, напротив мыса — группа Птичьих островов, а вдали на востоке — Судакские горы.

В древние времена на мысе Плака располагалось укрепление и маячный пункт Ламбас («факел, светильник» в переводе с греческого). Позже каботажные суда заходили за мыс и пришвартовывались у берега бухты.

Вдоль всего побережья — сказочное мозаичное панно царственной растительности создают вечнозеленые аборигены: крупные розовые цветы ладанника, вкрапления земляничного дерева с изумрудной листвой и темно-пурпуровой корой, другие природные экзоты.

Много неразгаданных тайн хранит эта благодатная земля. Кучук-Ламбатский залив в XIX веке называли «Марьина гавань», «Богородицкий порт». Сюда пришвартовывались судна, чтобы туристы, путешественники.

Прекрасные земли от Кучук-Ламбата до Партенита были подарены Екатериной II австрийскому принцу де Линю во время их совместного путешествия на Юг в 1787 году. Кучук-Ламбат произвел на де Линя чарующее впечатление. Фантазия его была безгранична: он хотел создать здесь плантаторское хозяйство и заселить свои крымские земли английскими преступниками, неграми, арабами. Благодаря дипломатическому таланту Семена Романовича Воронцова (отца будущего генерал-губернатора) дело было приостановлено. В августе 1786 года он был русским послом в Лондоне и узнал от некоего ирландца Дилона, что тот уполномочен от имени принца де Линя набирать в Англии ссыльных каторжан и вывезенных из британских колоний негров для заселения ими «пустопорожних земель в Крыму», пожалованных принцу. Семен Романович немедленно направил послание графу А.А. Безбородко и вице-канцлеру Остерману с резкой критикой проекта: «По всей Европе узнают, какими уродами селится Таврическое царство, где между тем надо будет с трудом охранять старых поселян от сих разбойников, кои, не зная никакого ремесла… должны будут …по привычке питаться… воровством и мошенничеством».

Энергичные действия графа Воронцова имели успех — план заселения Крыма каторжанами провалился.Императрица Екатерина II щедро раздаривала и продавала лучшие земли Тавриды вельможам, военным, баронам, состоятельным дворянам.

В 1813 году владельцем Кучук- и Биюк-Ламбата (640 десятин земли и 80 десятин Алуштинской дачи) стал генерал-лейтенант, гражданский губернатор Тавриды Андрей Михайлович Бороздин (1765—1838). Красота ландшафта и целебный климат покорили Андрея Михайловича, и он стал одним из первых крупных застройщиков Южнобережья.

Одним из первых архитекторов усадебного строительства на юге был Филипп Федорович Эльсон, придворный архитектор графа М.С. Воронцова. Его имя связано с самыми ранними авторизованными постройками в усадьбах Крыма. Он автор почтовых станций в Алупке, Ялте, кухонного корпуса загородной усадьбы графа Воронцова в Симферополе, предположительно, и самого дворца. Этот зодчий проектировал немецкую кирху в Симферополе, дом А.С. Голицыной в Кореизе, дом министра просвещения А.Н. Голицына в Гаспре. Не исключено, что влиятельный застройщик А.М. Бороздин воспользовался услугами этого популярного на Южном берегу Крыма зодчего для строительства своей летней резиденции в Кучук-Ламбате.

В этом же 1824 году в урочище Кара-Асан, рядом с имением брата, Михаил Михайлович купил участок в 26 десятин земли. На землях Карасана произошла хозяйственная революция — формировалась усадьба: возводили господский дом, создавали пейзажный парк с прихотливо извивавшимися тропинками, аллеями.

Тогдашнюю строительную лихорадку в условиях бездорожья и отсутствия строительных материалов сложно себе представить. Но в начале 1830 года работы были завершены. В имении М.М. Бороздина были построены усадебный дом, здание для управляющего, 8 каменных одноэтажных сооружений различного функционального назначения и, конечно, разбит пейзажный парк. Архитектор имения Карасан трудился и как мастер-ландшафтник. Фамилия его, к сожалению, неизвестна, но современники восхищались художественными особенностями парка.

Дом для летнего отдыха Михаила Михайловича Бороздина был построен на века (он сохранился). Здание отмечено сложным сочетанием различных стилей — Ренессанса, русского классицизма, русского гражданского зодчества. В архитектуре дома заметны стилевые особенности эпохи романтизма: он расположен на центральном уступе горного склона, откуда просматривался весь Кучук-Ламбат, раскинувшийся среди утесов.

Особенно примечателен главный южный фасад здания, обращенный к морю, оформленный десятиколонной арочной галереей. С нее открывалась чудная панорама пейзажного парка. Галерея придавала зданию открытость и воздушность. А в центре южного фасада над кровлей возвышался небольшой бельведер с тремя слуховыми окошками сложного рисунка и граненой башенкой с шатровым верхом и шпилем.

Этот уютный домик, обвитый вечнозеленым плющом и виноградом, гармонично вписался в сочную зеленовато-коричневую гамму Кучук-Ламбатского залива и навсегда вошел в историю Крыма как Пушкинский домик. Впоследствии, по рассказам Николая Раевского-младшего, сопровождавшего А.С. Пушкина в путешествии по Крыму, знаменитый художник И. Айвазовский написал картину «Пушкин с семьей Раевских на берегу у Кучук-Ламбата». Сведения о приезде друзей в Кучук-Ламбат заслуживают доверия. Летом 1820 года Н.Н. Раевский-младший писал своей матери: «Я надеюсь также, моя дорогая мама, что в Крыму вы остановитесь в Кучук-Ламбате».

К усадебному дому Михаила Бороздина в Карасане примыкал небольшой внутренний дворик, обрамленный на севере и востоке каменной оградой. Восточная сторона ограды завершается зданием сторожки простых архитектурных форм.

В начале 1830-х годов на северо-западном склоне Бабуган-Яйлы было возведено двухэтажное каменное здание для управляющего имением. Архитектура этого сооружения имела стилевые черты позднего классицизма. (В начале XX века на первом этаже здания жила семья садовника). В 30-е годы XIX века Карасанское имение стало быстро расширяться: на уступах пологих холмов построили два одноэтажных каменных здания. К югу от барского дома на террасе, ведущей к бухте, в это же время сооружены еще 5 каменных зданий различного функционального назначения. В северной, пологой, части террасы возведены два одноэтажных дома сложной планировки. В 30-е годы к югу от этих зданий вблизи кромки террасы были построены еще три дома в классических формах. Дома соединялись между собой глухими переходами.

Неутомимый Михаил Михайлович, 57-летний владелец Карасана, создал у себя в довольно сжатые сроки образцовое имение — Карасан.

Дворянском имении Михаила Бороздина, кроме архитектора, художников, музыкантов, работали несколько садовников. 8 октября 1837 года к управляющему имением Воронежской губернии, титулярному советнику И.В. Никитину хозяин Карасана писал: «При солонине отправьте ко мне Гаврюшу-музыканта и с ним выберите 4 человека лет по 20-ти или около того в садовники: они нужны мне для Карасана».

Закладка Карасанского парка, в дальнейшем получившего огромную известность и ставшего памятником садово-паркового искусства, началась в 30-е годы. В то время основной принцип организации парков в имениях Южнобережья соблюдался четко — архитектурной доминантой служил дом или дворец, расположенный на самом возвышенном месте, в данном случае на центральном уступе горного склона Бабуган-Яйлы. Отсюда открывались прекрасные виды на широкий простор моря, имение брата А.М. Бороздина в Кучук-Ламбате, на гору Аю-Даг. Вокруг дворца группировались парк, фруктовые сады, поляны. Разбивка пейзажного парка начиналась от господского дома.

Горный рельеф Бабуган-яйлы продиктовал планировку усадьбы. Парк прорезали тропинки, а нижняя терраса соединялась с усадебным домом главной подъездной дорогой. Для парадных, конных и пешеходных гуляний были проложены широкие тропы, сливающиеся с дорогой. Прямая аллея поворачивала на восток — на террасу южного фасада дома — от его юго-восточного угла начиналась обводная тропинка к дому управляющего. В парковую композицию архитектор включал старые деревья. Карасанский парк резко отличался от других южнобережных парков тем, что пейзажи здесь формировались полянами и небольшими дендрологическими группами деревьев, кустарников, размещенных возле сооружений. Здания эти были доминантами пейзажей.

Незадолго до смерти Михаил Михайлович приобрел новые земельные угодья: сады в Партените, Дегерменкое, Биюк-Ламбате. В апреле 1835 года он купил у брата Андрея фруктовый сад, затем у татар — лесные и сенокосные угодья в Биюк-Ламбате. Он успел занять под виноградник с лозами зарубежных сортов более б десятин земли, заложить школку на 16 тысяч виноградных лоз, украсить два сада в Карасане, посадив там триста фруктовых деревьев лучших сортов.

Наследники М.М. Бороздина продолжали расширять границы имения Карасан. В 1910 году В.П. Семенов-Тян-Шанский отметил, что имение Карасан занимало площадь в 280 десятин: 25 десятин — виноградник, 30 — табак, 60 — лес, 16 — фруктовые сады.

Михаил Михайлович Бороздин скончался в 1837 году, а в следующем, 1838 году, ушел из жизни его брат, Андрей Михайлович Бороздин. Симферопольский дом братьев на Салгирной по наследству был разделен на две половины. Одна из них принадлежала Анне Михайловне Бороздиной.

В 1839 году Анна Михайловна вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-младшего. Одно из зданий, доставшихся Н.Н. Раевскому, сохранилось. В нем, на углу улиц Пушкина и Гоголя, в 40-е годы XIX века располагался штаб Белостокского полка, которым командовал Н.Н. Раевский-младший. Позже здесь размещался приют для девочек. В настоящее время сохранившееся здание используется под этнографический музей.

В основу проекта летнего дворца дворян Раевских в Крыму легла архитектура дворца персидского царя Аликану, возведенного в XVII веке в Исфахане, бывшей столице древней Персии (Ирана). Аналогичен композиционный прием террасирования местности. Перепады высот сделали южный фасад дворца Раевских трехъярусным, северный — двухъярусным. Богатая пластика дворца, особенно его южного фасада, создала неповторимый художественный образ. Эффектный, изящный дворец из мраморовидного известняка, обвитый розами и китайской глицинией, привлекал внимание своей симметричностью и воздушностью. Вход в здание решен зодчим в виде аркады. Просторные террасы, балконы, мансарды главного морского фасада (II и III этажи) в разных уровнях здания фиксировали видовые площадки, с которых открывались красоты лунных ночей Кучук-Ламбатского залива и ухоженного вечнозеленого парка. Богатейший орнаментальный узор, под ковром которого исчезла гладь стен, характерен для южного морского фасада: геометрические и растительные арабески перемежались с паутиной лепных деталей. Ажурная резьба по дереву ограждений балконов, капителей стоек создавала в условиях южного климата богатую игру светотени. Пышный аттик завершал морской фасад — «отсюда парк представляется прелестной мозаикой: вершины кедров, сосен, кипарисов и других хвойных деревьев красочно чередуются с разными по форме и величине вершинами лиственных пород». С аттика хорошо видны серебристо-сизые вкрапления кедра атласского голубого, частое мелькание пятен зелени кипарисов и туи, зонтообразные верхушки сосны итальянской.

Северный фасад совершенно неожиданно украшен горельефом европейского образца — «Мадонной с младенцем», что вполне отождествляется с подвигом хозяйки имения — Марии Григорьевны Раевской, подарившей Михаилу Николаевичу 10 детей! Доминанта восточного фасада — прямоугольный ризалит — увенчан четырехгранной изящной башенкой с карнизом большого выноса и шлемовидным куполом, что придало зданию живописность. С балкона восточного фасада хорошо просматриваются ландшафтный парк и Кучук-Ламбат.

Дом-дворец соответствовал вкусам его владельцев. Интерьер был оформлен картинами и гравюрами русских и западноевропейских мастеров. Серебряная посуда, бронзовые бра, светильники, часы, канделябры, гобелены и зеркала — атрибутика дворянской жизни — присутствовали в 21 комнате, служили местом отдыха для гостей и родственников, а прежний дом прадеда Михаила «атаковали» дети Михаила Николаевича — здесь им было свободно и вольготно. В вестибюле дворца обращаешь внимание на мраморный камин и чугунную решетку затейливой восточной орнаментации.

Персидские мотивы в декоре дворца связаны с посещением Михаилом Николаевичем Персии, в частности, он побывал в Хоросане. Эта провинция находилась на границе с Афганистаном и Туркменией. М.Н. Раевский был покорен цветущими садами, арыками, обилием роз. Неудивительно, ведь Персию ранее называли Полистан, что в переводе означает «Розовый сад». В парковых композициях древних персидских садов широко использовались цветы, в основном розы Гюлистан. Персидская традиция позже получила развитие в декоративном садоводстве Крыма в XIX — начале XX века. В исторических парках Мисхора, Массандры, Никиты, Карасана возникли целые аллеи из роз, разнообразных по красоте и аромату.

Провинцию Хоросан в Персии посещал в 1796 году дед Михаила Николаевича — генерал Н.Н. Раевский-старший. Он, еще будучи отроком, командовал полком и вместе с генерал-поручиком В.А. Зубовым во времена Екатерины II совершил поход в Мерсию. Позже, во время русско-персидской войны (1826—1827), здесь воевал Н.Н. Раевский-младший, отец Михаила. Перед походом Николай Николаевич Раевский-старший подарил сыну старинную карту Персии.

Именно благодаря Раевским название «Хоросан» закрепилось в топонимике Крыма. Характерно, что с 50-х годов XIX века в письмах, распоряжениях владельцев, управляющих имения Карасан, отправной точкой корреспонденции указывали «Хорасан», «Харасан», что в переводе с персидского означало «восход солнца, восток». Выбор персидского слова для названия крымского имения означал, что не забыта страна Розового сада, где бывали три поколения Раевских.

Горные ручьи Хайракташ и Ай-Ефим, снабжавшие Карасан водой, ныне установлены в результате многолетних поисков современных геофизиков Гурзуфа. Местонахождение их обнаружили вблизи горы Шарха, в 5 километрах от Карасана, на склоне Бабуган-яйлы.

В 1891 году Михаил Николаевич вынужден был оставить Южный берег Крыма и поселиться в Царском Селе. Его единогласно избрали президентом Императорского Российского общества садоводства.

Осень 1893 года Михаил Николаевич решил провести в Крыму, в родовом имении Тессели в Форосе. Здесь, где каждое дерево было им прочувствовано, он с увлечением занялся садоводством и виноделием. Творец благоденствия Карасана, Партенита и Тессели умер 10 октября 1893 года на 52-м году жизни.

Его отпевали в маленькой домовой церкви Вознесения, которую он построил в любимом Карасане в 1889 году, за четыре года до смерти. 18 октября 1893 года прах Михаила Николаевича предали земле в ограде семейного пантеона Крестовоздвиженской церкви в селе Разумовка Кировоградской области.

После смерти генерал-майора М.Н. Раевского в 1893 году усадьба Карасан стала собственностью его жены Марии Григорьевны Раевской (Гагариной) и их детей. Мария Григорьевна продолжила лучшие традиции в формировании усадьбы. В начале XX века возле въездных ворот, ведущих к архитектурному комплексу винокурни, симметрии — но по сторонам дороги сооружены двухэтажный каретный сарай и одноэтажный домик для кучера. Одновременно от усадьбы было проложено шоссе к центральной магистрали.

В штате сотрудников в имении Карасан на 1911 год значилось незначительное количество людей: священник с окладом в 900 руб., псаломщик Ф. Вуц (420), учительница А. Кедрова (540), дворецкая П. Алифирова (300), сторож дворца И. Морозова (216), садовник А. Бредис (420). Усадьба содержалась отлично.

И очень любопытная деталь — «Ея превосходительство М.Г. Раевская», так звучал ее титульный казенный лист, содержала в имении «Карасан» трех пенсионеров — Э.П. Либо (бывшего садовника) с пенсией в 600 рублей, М. Кушнереву — 120, И. Ригулина — 120. На сезонные работы в саду, парке и на виноградниках хозяйка имения привлекала наемных рабочих.

На территории Карасана находилась ликерная, предлагавшая туристам и путешественникам отличные, выдержанные в знаменитых карасанских винных подвалах вина, в таком ассортименте: Токай и Аликану урожая 1905 года. Вина — мадера, мускат, рислинг, альбильо, малобек, каберне — радовали приезжих своими ароматами и вкусами. Но во время землетрясения 1927 года этот богатый винами подвал был разрушен.

Мария Григорьевна имела свой автомобиль, и поэтому не было проблем с поездками в Ялту и имения в Партенит и Тессели на Форос для решения хозяйственных и нотариальных дел.

Карасан славился свадьбами, благо — невесты (княжны Гагарины) жили рядом в Кучук-Ламбате. Сын Михаила Николаевича, поручик лейб-гвардии Гусарского полка Михаил Михайлович был женат на фрейлине, княжне Ольге Сергеевне Гагариной, Петр Михайлович, отставной поручик лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, женат на фрейлине, графине Софье Павловне Ферзен.

Дочь Мария Михайловна Раевская, фрейлина, вышла замуж за Николая Сергеевича Плаутина. Дочь Анна Михайловна, фрейлина, в 1092 году бракосочеталась с Николаем Николаевичем Шиловым, дочь Софья Михайловна, фрейлина, вышла замуж за князя Михаила Анатольевича Гагарина.

Была в этой большой и дружной семье трагедия, о которой предпочитали молчать: 27-летний корнет Николай Раевский, блестящий офицер, в 1900 году покончил жизнь самоубийством. Из-за постоянных ссор с возлюбленной, балериной Императорского театра, он пустил себе пулю в лоб.

Въезд в имение Раевских был оформлен двумя каменными пилонами, увенчанными декоративными вазами-амфорами и соединенными полотнами ажурной, кованной из металла решеткой барочного рисунка. Перед туристами представал легкий, изящный дворец Раевских, на сером фоне которого выгодно красовались вьющиеся розы и китайская глициния и неповторимая красота Карасанского парка. Внимание туристов привлекали две рощи бамбука. Интересную символику имели рощи листоколосника сизозеленого (бамбука) — символа мужества, несгибаемой воли, мужской силы — своими качествами они как бы перекликались с владельцами имения, сыновьями Н.Н. Раевского-старшего, внуками и правнуками. Туристы любовались нежной, как у папоротника, хвоей аборигена Северной Америки, кипариса болотного, дерева, которого нет даже в Никитском Ботаническом.

С установлением Советской власти в Крыму Михаил Михайлович Раевский, последний владелец имения Партенит, в 1922 году предложил в дар образовавшемуся винсовхозу для совхозной конторы двухэтажное здание в Партените. Это был своего рода тактический ход. Но спасти имение не удалось. Оно было национализировано в 1922 году. Господские дома Раевских в Партените и Тессели преобразовались в школьные здания и совхозные конторы.

Раевские эмигрировали за границу, растворились среди эмигрантов в Западной Европе — Англии, Франции, Словакии. Здесь они обрели новый приют, новую родину. Мария Григорьевна эмигрировала вместе с детьми, избежав красного террора. Во время гражданской войны она была свидетельницей преобразования дворца Раевских в Карасане в госпиталь.

Землетрясение 1927 года нанесло большой урон постройкам в Партените: погиб владельческий дом в Партените, потому так ценен архивный документ внутренней планировки большого дома Раевских в Партените начала XX века, обнаруженный в фондах Республиканского архива. Это единственная память о доме Раевских в Партените.

В годы Великой Отечественной войны были разрушены другие строения имения Партенит, погиб уникальный дендрологический парк. И на месте прежней цветущей усадьбы образовалась пустошь.

Судьба Карасанского дворца сложилась более удачно. Во время землетрясения 1927 года дворец понес много утрат — разрушены мансарды, декоративные детали — пинакли, герб Раевских на плоскости северного фасада, утрачены металлические решетки восточной орнаментации и др. Но дворец выстоял, не развалился. После нескольких лет восстановительных работ дворец стал лечебным учреждением — домом отдыха, а в 30-е годы — санаторием. Во время немецкой оккупации бывший дворец Раевских служил, по неточным данным, казино. Бывшая хозяйка имений Карасана, Партенита и Тессели Мария Григорьевна Раевская (Гагарина) скончалась 20 июля 1941 года вдали от родной земли в возрасте 90 лет. Ее похоронили в Ницце на русском кладбище. На этом же кладбище находятся захоронения А.Н. Раевского, П.М. Раевского, З.Ю. Раевского.

А сейчас, наслаждаясь царственной растительностью, красотой дворца, моря, отдыхая под сенью неповторимого чудного парка, будем помнить, что эта усадьба — национальное достояние, созданное трудом лучших людей России — Андреем Михайловичем и Михаилом Михайловичем Бороздиными, четырьмя поколениями Раевских, славных сынов и дочерей России.

По материалам: http://www.krimoved-library.ru/books/raevskie-i-krim14.html